безумный лесник

Стас Матяшов

ректор НИИ Матрасничества, перфекционист, энтропофоб

Previous Entry Поделиться Next Entry
Поход с голоданием по каньону реки Цица
Ох...
stasmat

Идеи минимализма постоянно живут и развиваются в моей голове. Высшим достижением, на мой взгляд, является умение использовать подобные знания и возможности в деле. Я всегда ищу способ сделать что-то оптимальнее за счет привлечения знаний и умений из других областей. Так зародилась идея голодного похода, т.е. такого, когда не едят вообще. Только представьте себе, как это здорово: можно не заморачиваться с планированием притания в походе, не отвлекаться от красоты и маршрута постоянными перекусами, готовками, кипячениями и т.п. Значительно снижается время утренних сборов и привалов. Исчезает часть снаряжения и почти полностью уходят продукты (немного еды в любом случае нужно взять на всякий случай). В общем поход без еды обретает новое качество.

Изучая этот вопрос я обнаружил, что идея вовсе не нова, и подобные мероприятия уже успешно проводились. Я стал планировать свой поход. Обсуждение и планирование проходили здесь и здесь.

В начале я сразу замахнулся на поход в 5-7 дней (примерно столько нужно организму, чтобы полностью переключиться на внутренние резервы). Но в какой-то момент страх перед неизвестностью взял своё, и было решено попробовать начать с малого: не кушать в двухдневном походе на выходных. Как выяснилось в последствие, мы правильно поступили.

В качестве места был выбран нижний участок каньона реки Цица, который давно хотелось посмотреть и исследовать на возможность прохожения. И вот, рано утром девятого июля 2011 года мы высадились из транспорта и в первые в жизни не стали завтракать.

Нет, это не срыв в первые же минуты и не лихорадочное доедание припасов :) Несколько людей в этом походе не голодали, а пошли, чтобы пройти маршрут и понаблюдать за "придурками" :)

Это место нашего базового лагеря в пойме реки. Много дров, вода рядом. Знаю, знаю, что не рекомендуется ночевать в таких местах, но других просто не было: каньон уже давал о себе знать и вокруг были только крутые сильно поросшие склоны. Здесь мы спрятали вещи и пошли на легке исследовать каньон.

Переходим один из рукавов.

Вскоре становится понятно, что идти по руслу не получится — воды слишком много и она слишком холодная. Пытаемся идти по берегу, пока это возможно.

Обнаруживается дорога, идущая вроде-бы вдоль реки, решаем пройти немного по ней. Она была заросшая...

грязная...

заваленная...

и крутая:

Иногда мы выходили к реке, но идти по руслу становилось всё труднее:

Нам туда:

Впереди начали виднеться отвесные скалы, значит скоро каньон станет совсем узким и красивым!

Идем по берегу, пока возможно:

В какой то моемент берег становится очень труднопроходим:

Нам приходится идти вдоль реки по крутому поросшему склону, это была жесть:

В конце концов мы вышли в небольшую красивую лагуну. Это была крайняя точка нашего пути. Дальше стенки каньона стали совсем крутыми, и идти было возможно только по воде. А вода была ледяная и глубокая. Для похода с голоданием это было слишком сурово.

Лето в разгаре, но в каньоне было довольно прохладно. Без движения мы быстро замерзали. Отстуствие еды пока не смущает. Лично меня совсем не раздражал вид еды, которую кушали люди из неголодающей группировки :) Отдохнув в лагуне начинаем путь назад. А жаль, тут как рас началось самое красивое.

Путь обратно был тоже тернист (это еще не самая плохая часть):

По пути попадались разные красивости:

Над рекой всё время стоял небольшой туман:

Все голодают, а Оля — в танке :)

Устроились на ночлег. Не смотря на голод, настроение и самочувствие хорошие. Отмечаем интересное явление: все разговоры, не зависимо от тематики всегда сводятся к еде. Много рассуждаем о том, кто что любит готовить и кушать.

Юра ночевал в минималистическом стиле: под полиэтиленом у костра:

Полиэтилен хорош тем, что пропускает внутрь тепло костра, не выпускает теплый воздух и не продувается.

А Таня вообще спала просто в спальнике под открытым небом:

На следующее утро мы встали поздно. Состояние очень вялое, ощущается сильное и частое биение пульса, всё тяжело. Кое-как собираемся и идем на место прибытия транспорта. Чувства голода особо нет, но присутствует слабость. До отправления еще есть время, прогуливаемся по дороге. Каждый шаг в тягость. Часто садимся отдыхать, стоять тоже тяжело.

Уже в транспорте некоторые стали жаловаться на плохое самочувствие, таблетки глюкозы поправили положение. А когда в придорожном ларьке народ добрался до яблок... я никогда не видел столько радости у человека от съедаия яблока :) Самочувствие и настроение болезных сразу улучилось.

Карта с нанесенными на неё нашими блуканиями (кликабельна):

Итого:
Хорошо, что не стали идти сразу в длинный поход. Т.к. возможно, что тем уровнем плохого самочувствия дело не органичелось бы на третий день. Причины плохого самочувствия на второй день - это значительная нагрузка и неправильное вхождение в голодовку (большинство из нас не проводили грамотных предголодательных процедур).

Что касается разведки каньона, то он по руслу непроходим при обычным уровне одежды и обуви: в этом месте река уже значительно полноводная и течет быстро, где возможно мы шли по краю воды, но дальше камни стали очень большими, расстояние между ними большим и глубоко залито водой (по пояс и выше). Вода, действительно, холодная. В каньоне ощутимо прохладно, на привалах мы надевали дополнительную одежду. Мы прошли (ползли, ломились, лезли на карачках) вдоль каньона метрах в 50 выше реки примерно на 1,5 км, дальше началось самое интересное: с обоих сторон отвесные скалы и идти стало возможно только по воде. Глубина в середине русла около 2-х метров, течение очень стремительное. Видно, что дальше начинается именно каньон с высокими стенами, где идти можно только по воде. До этого места каньон ничего особо интересного не представляет: просто река с камнями и порогами. Честно говоря, с трудом себе представляю даже хождение в неопреновом костюме по руслу: вода течет очень быстро, много водопадов и больших порогов, по которым просто так не спустишься.

Вывод:
Для более длительного голодного похода нужно как следует готовиться и перед ним снова устроить проверочный голодный выезд на выходные. В первые дни нагрузки должны быть совсем-совсем легкими.

• 1
Нда, как говорится, я за любой кипишь, кроме голодовки))) А поход по Цице, это уже кипишь!

После этого мероприятия всё чаще слышу фразу про "любой кипиш кроме голодовки" :)

Интересно.
Я бы порекомендовал не голод, а ограниченный рацион.
Только рис например.Или каши какие.
Но вход в голод обязателен, потому как, если моделировать ситуацию реальную, редко когда у человека раз, и все кончилось, все равно что то остается, что то можно поймать, собрать, хоть чуть чуть но зажевать.
Мы раз на морошке, пикше и рисе шли пешку.Грибы еще варили, без соли и специй, все кончилось.
Нормально.
Просто на голоде - нереально, человек не будет так поступать, что то всегда можно сжевать.
И группа из неголодающих, это на мой взгляд совсем не нужно, запах, соблазн, мысли, зачем вам это?

Ограниченный рацион и/или подножный корм — так мы тоже ходили. Тут не моделировалась ситуация с резким приходом голода. Фишка в том, что на некотором участке времени, от недели до месяца например, не кушать вообще будет эффективнее, чем кушать. Если понемногу есть, то пищеварительная деятельность не угнетается, всё время хочется кушать. А если не есть вообще, то через несколько дней организм полностью перестраивается на внутренние резервы, не тратит силы на "чувство голода" и самочувствие становится значительно лучше, чем у тех, кто постоянно ест, что удается найти. Поэтому в некоторых! случаях, когда вы точно знаете, что вам идти не более 2-3 недель, то лучше вообще не есть, экономить время и силы. Эта стратегия, конечно, идет вразрез с инстинктом.

Группа неголодающих лично мне вовсе не мешала.

Ага..Есть такое, об угнетении голода со временем.
Голодал, было дело, но без нагрузки, без холода и стресса, на воде и с нормальным количеством сна.
А так, в походе, нет, не пришлось.

Вот потому в следующий раз первые дни такого похода будут максимально расслабленными. Скажите, а через сколько у вас голод прошёл? Был ли ацидотический криз?

Просто голодал не в походе, дома, в мирУ, на воде 17 суток, больше не смог.
А в походе ели просто мало, очень мало.
кружка риса, на трех мужиков под рюкзаками.

Тут писал об этом, давняя история.

"Фишка в том, что на некотором участке времени, от недели до месяца например, не кушать вообще будет эффективнее, чем кушать. Если понемногу есть, то пищеварительная деятельность не угнетается, всё время хочется кушать. А если не есть вообще, то через несколько дней организм полностью перестраивается на внутренние резервы, не тратит силы на "чувство голода" и самочувствие становится значительно лучше, чем у тех, кто постоянно ест, что удается найти. Поэтому в некоторых! случаях, когда вы точно знаете, что вам идти не более 2-3 недель, то лучше вообще не есть, экономить время и силы."

Я обычно чуть по другому смотрю на это :) Ситуация голод 3-7 суток.
Когда организм перестраивается, он начинает потреблять неиспользуемые запасы жиров, белков и остальных в-в в организме. То есть, разлагается подкожная жировая прослойка (организм хуже теплоизолирован и быстрее мерзнет), организм переходит в режим экономии, неиспользуемые клетки мышц не получают питания, умирают и отправляются на переработку. Запасы витаминов и микроэлементов не пополняются и в результате организм более подвержен болезням.
Стоит 7 раз подумать, перед тем как включать режим "доползти, но выжить". :)

PS: Недавно после отравления водой на Черном море голодал 36 часов. Вынужденное голодание было невероятно лечебным.
PPS: Димыч недавно 11 дней голодал, но у него большой опыт в этом.

Это да, по поводу того, что там происходит в организме во время голодовки споры не угасают.

Если 3-7 дней, то имхо нет смысла голодать.

В том походе я голодал 51 час, чувствовал себя в целом нормально. Мог бы еще, но завтра на работу :)

отчаянные ребята.
в том году, осенью, в походе индюк и двух братьев, несколько ребят тоже голодали. Вернее даже не голодали, а питались подножным кормом. желуди, орехи, жаловались, что уже ягод нет. И то было дико! С трудом понимаю, как наши предки выживали.

Я скорее всего этих ребят знаю :)
На самом деле осенью в районе г. Индюк выживать на подножном корме довольно легко, я ходил там осенью в таком же режиме — еды полно: куча каштанов, грибов, орешков всяких. Проблем с голодом вообще не возникало.