Стас Матяшов (stasmat) wrote,
Стас Матяшов
stasmat

Поход по окрестностям долины реки Гидам (Теберда)

Меня уже давно манили горы тебердинского района, я рассматривал их на карте, читал отчеты, слушал рассказы, смотрел сказочные фотографии. Очень привлекала близость от начала маршрута приятных высот (3000 м) и плотность красивых перевалов и вершин. И вот, наконец то, такой поход состоялся. На Ростов-Экстриме был организован (спасибо Свете Анучиной) 4-х дневный поход по окрестностям долины реки Гидам (Хребты Гидам-Кая и Орта-Гидам).

По плану в первый день мы должны были заночевать где-то под горой Лысой. Подъем был довольно крутой, но в целом вполне комфортный. Радовали приятная растительность и вид на противоположные горы.

Уже в 11:30 мы были почти в том месте, где планировали ночевать. Решили пожертвовать радиальным посещением горы Лысой с тем, чтобы сегодня же побывать на более высокой обзорной точке - пер. Ачхиштарабаши и подойти ближе к долине реки Гидам. Тем более что погода в тот момент не способствовала наблюдению далекообзорных пейзажей. Гора Ачхиштарабаши видна на снимке в правой верхней части — сегодня мы будем там!

Перевал встретил нас ветром, туманом и накрапывающим дождём. Высота порядка 2750 м. Холодно.

Чтобы согреться во время привала сбегали на вершину г. Ачхиштарабаши (2839 м), она совсем рядом с перевалом. Иногда туман сдувало, и кое-что становилось видно. Вид на перевал и на долину реки Гидам.

Долина Гидама почти свободна от снега, это хорошо — будет проще идти.

Спустившись метров на 400 вниз, в долину, мы стали лагерем на небольшой ровной полянке. Женя демонстрирует возможности своих карманов, а также макрокольца и крышечку от объектива "фикс-полтинник".

Ночью шёл довольно сильный дождь, под него отлично спалось. Вышли примерно в 6. Сегодня нужно посетить перевал близ вершины Кынгырчат и успеть вернуться в лагерь до начала ливней, которые обычно начинаются после 4-х часов дня.

С утра погода пасмурная. Туман то и дело волнами подкатывает по долине.

Одно из озер под перевалом. По центру — скалистая вершина Кынгырчат. Сам перевал пока не видно — закрыт скалой справа.

То же озерцо с близлежащего склона. Новая волна тумана вот-вот захлестнет наших.

Становится видно перевал. Подъем весь в снегу, это даже хорошо, т.к. без снега подниматься пришлось бы по "сыпухе".

Костя ныряет с обрыва в туман.

Следующее озеро - самое большое в этой долине. Называется Хызыр-кёль. Оно еще покрыто льдом, хотя выше предыдущего всего метров на 70.

Еще одно озерцо.

Подъем на перевал. Шли немного левее, тут подъем не такой крутой, снег не так глубок и есть открытые участки.

Облака порой создают иллюзию дыма от пожара или пара от огромного гейзера.

Мы вышли на пупырь рядом с перевалом около 10 утра.
На самом перевале большие снежные карнизы, от них лучше держаться подальше.

Вид в сторону вершины Кынгырчат, но это еще не вершина.

По ту сторону перевала находится озеро Кынгырчат.

Спускаться к нему не стали т.к. оно еще почти всё покрыто льдом.

Попытались залезть на вершину Кынгырчат, но без веревки опасно.
Спуск с перевала тоже был опасный, но очень веселый: 200 метров сброса высоты по снежной горке! Уф!

На обратном пути решили зайти на перевал Двухцветный. За ним в разрыве облаков иногда виднелась долина реки Муху.

Снежный ком, оставшийся от сошедшей лавины.

Снова озеро Хызыр-кёль.

Понравились застрявшие среди скал облака.

Ночью снова дождь.
7 утра, солнечно!

А всего через 3 часа долину плотно затянуло облаками. Подъем на вершину Орта-Гидам.

Когда мы вылезли на вершину, видимости не было. Кроме того мы поняли, что вылезли не на ту вершину, а на соседнюю. Пошил на ту, что нам надо.

На вершине г. Орта-Гидам видимости тоже не было. Что интересно, по карте высота этой горы 3252 м, но три GPS навигатора единогласно показывали 3212 м. Куда девалось 40 метров высоты? Об этом факте Света старательно написала в записке.

Спускаемся к лагерю. К этому времени облака плотно застряли на высоте от 3000 и выше, а долина уже освободилась от тумана.

Островитянин.

В последний день рано утром мы пошли встречать рассвет на перевал и вершину Ачхиштарабаши. Встреча рассвета в горах это всегда очень волнительное событие. Волнуешься при подъеме, боясь опоздать к рассвету, волнуешься, ожидая первых лучей, а после их появления носишься с фотоаппаратом, стараясь запечатлеть все формы рассвета, потому что он происходит стремительно, и каждую минуту появляются новые картины, новые виды, новые сюжеты. Волнуешься, что только что сделанная фотография не может передать окружающей красоты.

Пожалуй, самое спокойное время — это когда уже окончательно рассвело, можно сесть и с "чувством выполненного долга" просто спокойно наслаждаться утренней красотой. А самый кайф приходит уже потом, на спуске, когда приходит осознание, как же всё-таки было красиво.

05:35 — всё замерло перед рассветом.

05:40 — первые лучи коснулись вершин.

05:41 — уже полностью освещен склон перевала Ачхиштарабаши.

05:44 — полностью освещен хребет Орта-Гидам. Вчера мы были на первой и второй вершинах справа.

05:49 — почти все вершинки уже в лучах солнца.

06:02 — полностью рассвело. Вершины вновь белые. Ничего нового почти не происходит.

06:11 — причудливые облака застряли на Орта-Гидаме. В долину падает большая тень от Ачхиштарабаши.

06:16

06:36 — свет коснулся долины реки Теберда.

06:55 — буквально из ничего начинают формироваться облака.

07:00

На спуске прямо из-под ног вылетела птичка, явно ждала до последнего. Это значит, что сидела на гнезде. Яичницу делать мы не стали.

Нам туда!

Лошадки выглядят лучше, чем пахнут.

Кош, пристроенный к скале.

Входим в зону леса.

Поляна с Чемерицей. В листьях этого ядовитого растения я как-то раз по незнанию запекал рыбу, но, на удивление, всё обошлось благополучно.

Поход вышел отличным, несмотря на послеобеденные дожди и туманы. Тебердинский район очень понравился: приятные высоты, растительность вплоть до 3000 м, контрастные горы и скалы, множество обзорных точек, высокая плотность интересных объектов. Планирую продолжать освоение.
Tags: гидам, гидам-кая, горы, кавказ, кынгырчат, орта-гидам, поход, путешествие, рассвет, теберда, туризм