Стас Матяшов (stasmat) wrote,
Стас Матяшов
stasmat

Маршрут проверки инструкторской подготовки

С 9-го по 15 октября 2010 г. в Сочи проходила всероссийская конференция молодежного туризма. В рамках конференции участникам, желающим проверить свои инструкторские навыки или получить корочку инструктора предстояло пройти маршрут 3-й категории сложности (не путать с походом 3-й к.с.) Маршрут представлял из себя 4-х дневный поход с большим количеством различных этапов и испытаний.

В приглашении на это мероприятие фигурировало слово "выживание", это меня заинтересовало. И хотя в итоге формат мероприятия был далек от выживания, но всё равно очень интересен.

Выход на маршрут осуществлялся организованными командами по 4 человека. Команды формировались предварительно самими участниками. Я был в команде с Настей, которая собственно и вытащила меня на это мероприятие, и ребятами из новгородской области: Димой и Ваней. На команду было групповое снаряжение: веревки, тенты, карабины, котелки, палатки, горелки, газ и т.п. Кроме того, принимая во внимание опыт Насти по участию в мероприятиях, устраиваемых Гоголадзе (главный организатор), мы набрали еще кучу всего в духе "вдруг пригодится". Итого рюкзак за 25 кг.

Сборы перед выходом на маршрут.

Первым этапом было добраться до первого лагеря. Нам дали карту и свободу действий. Часть пути мы проехали на автобусе, остальное довольно быстро прошли пешком. Это было началом национального парка близ местности «Орлиные скалы». Лес, поляны, дождь. В лагере сразу же получили следующее задание: организовать бивак, 4 спальных места (4 каремата + 4 спальника в палатке) и приготовить 2 горячих блюда. И еще параллельное задание — собрать вязанку дров: длиной не менее 60 см и не менее 60 см в диаметре. На все про всё 40 минут. Потом штрафы.

Во всём мероприятии действовала следующая система оценок: если всё выполнять во время и правильно, то получаешь 0 баллов. Если есть ошибки или задержки – начисляют штрафные баллы. За некоторые достижения могут скинуть немного накопленных баллов. В этот раз мы уложились в контрольное время.

Наш уютный лагерь

Наша вкусная еда!

Чуть позже пришли команды, шедшие весь путь пешком. Новое задание: найти себе бревно, чтобы на нём могли сидеть 4 человека у костра. Объявлен общий сбор, и все собрались у костра на своих «диванах». Гоголадзе рассказал еще немного обо всём, а потом объявил о расформировании команд и тотальной перегруппировке людей случайным образом по двое. Теперь всем предстояло поделить снарягу так, чтобы всем всего хватило. Кроме того нужно было свернуть организованный бивак с местами для ночевок. Эх… а все так надеялись поспать в этих уютных палатках. Началась суета, сборы, дележка снаряги. Моим сокомандником стал дагестанец Оскар (должен сказать, что 50% участников маршрута были дагестанцы). Мы с ним довольно быстро поделили вещи с бывшими сокомандниками и собрались в условленном месте. Опять сбор дров. Уже давно наступила ночь.

Собрание перед разбивкой команд.

Судья объявил следующее: «Сейчас мы вам покажем место, где вы должны будете организовать два более-менее горизонтальных спальных места с навесом. Место будет ограничено лентой, за ней становиться нельзя. Ближе 2-х метров ставить лагеря друг от друга нельзя». Мы пока еще не понимали в чем подвох. Нашему взору предстал склон градусов в 50 с мокрой травянисто-глиняной поверхностью.  После примерно минуты осознания, что это не шутка мы принялись за дело. Укрепили за деревья палки, на них положили рюкзаки и карематы – получилась «более мене ровная» зона для сна под навесом. Это конечно была жесть. О комфорте речь не шла, но в критической ситуации это было вполне приемлемым местом. Ну и находиться в этом лагере было страшно – рюкзаки норовили соскочить с палок, палки норовили сломаться, и тогда мы бы весело поехали вниз по склону.

Наш уютный склон :) В кадре - сосед, ему тоже почему-то не спится.

Далее было классическое спортивное ориентирование: половина команд бежала в лес и пряталась на контрольных пунктах. Второй половине выдавалась карта с контрольными пунктами (всего 6 КП), которые нужно было найти за контрольное время (КВ). Максимальный штраф в этом задании составлял 60 баллов, за каждый взятый в пределах контрольного времени пункт вычитали 10, и не зависимо от взятых КП после истечения КВ начисляли 60.

Мы с Оскаром быстро начали и очень резво взяли первый КП, двинулись ко второму. К нему вела хорошая, но длинная дорога, и была срезающая путь дорожка в лесу. Естественно мы поперли в лес. Как-то незаметно упустили тот момент, когда дорожка закончилась. Мы продолжали переть прямиком на второй КП. Вышли на поляну сплошняком заросшую колючими вьющимися растениями, высотой примерно по пояс. Продолжаем переть. Колючки царапают ноги через штаны, царапают руки, цепляются за всё и опрокидывают нас. В итоге мы зашли туда, где эти заросли были выше нас ростом и уперлись в стену из очень плотного кустарника и колючек. Повернули обратно. В этих зарослях потеряли много времени. Уже почти не рассчитывали уложиться в КВ. Но в итоге прибежали минута в минуту к концу времени с единственным взятым КП. Как потом выяснилось – в этом эпизоде ориентирования мы были единственными, кто уложился в КВ. Остальные команды хотя и взяли больше пунктов, но не успели вернуться вовремя. Сразу новое задание: приготовить чая на двоих и предъявить судьям. Справились за 6 минут.

Когда вернулись все команды, роли поменялись: теперь мы должны были прятаться, а другие нас искать. Наша точка, судя по карте, была прямо на тропинке, отходящей от большой дороги. Но в реальности никакой тропинки не было, и мы просто отмерили нужное расстояние и стали примерно на точке.  Нас нашли 2 команды.

По возвращении нам разрешили спать, но в 5 часов нужно было явиться на сбор. Было около 4 ночи. Шел дождь. Мы пошли спать в наш суперлагерь на склоне. Лежать там было невозможно, мы пытались спать сидя. Тент подтекал, вода капала на нас, под навес задувал ветер, и было холодно. Поэтому мы встали, чтобы сделать модернизацию. Растянули тент, закрыли им от ветра большую площадь, придавили камнями и чем придется болтающиеся края. Стало лучше. Было где-то половина пятого утра. Я завел будильник, чтобы не проспать сбор. Некоторые команды спали не в своих лагерях, за что получали штрафы, зато хотя бы нормально спали. Проснулся сам собой с непонятным чувством опоздания. Пошел к судьям, где мне сообщили, что сбор отменен, да и вообще я опоздал и уже половина шестого. Я вернулся спать.

06.00 Подъем! Идет дождь.

Сбор лагеря. Переформирование команд. Переход. Приготовление завтрака. Установка тента. Честно говоря, сейчас я с трудом вспоминаю состав третьей своей команды. Помню только что мы пришли, поставили тент, сделали костер и завтрак. Шел дождь. Следующим этапом была работа с веревками. Я полностью провалил вязание узлов на скорость. Средне прошел веревочные этапы: параллельная переправа, навесная переправа, зажумарить-дюльфернуть, спуск по наклонной.

Вязание узлов на скорость

Потом команды снова переразбили. Мы прошли мимо «орлиных скал». В качестве помощи нацпарку каждая команда вынесла с некой поляны 5 больших пакетов мусора в условленное место. За это сняли 10 штрафных баллов. На той же поляне мы пообедали и отправились дальше. Постепенно наступила темнота. Все шли одной большой группой. Не помню, как получилось, но мы забурились в чащу. Когда стало ясно, что мы блуканули, произошло несколько небольших склок. Некоторые люди нервничали.

Орлиные скалы

Фото на память на смотровой площадке

У меня тем временем сильно распухла подошва ног (ноги всё это время были мокрые). Стало больно идти, было такое чувство, будто в обувь насыпали битого стекла. Тешил себя мыслью, что у меня еще есть сухие ботинки.

Нога болит, рука — совсем немытая

Периодически кто-то бегал в разведку, остальные в это время ждали. Пока идешь, спать не сильно хочется, но когда останавливаешься, да еще и сидишь – сразу вырубает. Забавное состояние — засыпать на одну-две минуты и успевать увидеть сны.

Мало-мальски мы выбрались в условленное место. Сразу новые задания: приготовить чай, поставить лагерь. За небольшое время мы должны были поставить палатку и тент, убрать все вещи с улицы внутрь палатки и все кроме дежурного лечь спать. Я вызвался дежурить первым. Время было около полуночи, моё дежурство было до 02:15. Все спрятались внутрь палатки, я остался сидеть на улице. Костра в этот раз не было, но спасало, что на улице было относительно тепло. Чтобы не заснуть, я старался что-нибудь делать: напился чаю, наелся бутербродов. Поел еще какую-то еду. Потом сел писать отчет. Меня уже конкретно вырубало, и в те моменты, когда я облокачивал голову на дерево, мгновенно засыпал на несколько секунд, и успевал увидеть сны на грани сна и реальности. Периодически ходили проверки. Я их все выдержал, т.е. ни разу не заснул так, чтобы упустить что-то важное при дежурстве. Видел, как судьи долго будили другого дежурного, чтобы сообщить ему о начислении штрафа за сон на посту :) Потом я ушел спать аж до 06:00 утра! Ого! 4 часа сна – раздолье!

Утром быстрый сбор, очередное переформирование команд по принципу бывшие руководители выбирали, кого хотели в свою новую команду. Мы удачно собрались вновь изначальным составом.

Далее нам поручили написать письмо родителям, о том, как нам тут хорошо :) Потом попросили написать письмо президенту России. Еще нужно было продемонстрировать наличие комплекта сухой одежды (кстати, не у всех на тот момент оставалось хоть что-то сухое). Еще было задание за 30 минут сделать костер и высушить все мокрые вещи, но с самого начала было ясно, что это сделать нереально: дров в этом месте было очень мало, и всё было насквозь мокрым от непрекращающегося дождя. Никто не успел даже просто сделать нормальный костер за это время.

Мы пришли к реке. От дождей река была очень полноводной, и перейти её просто так было нереально. Гоголадзе сказал, что наша задача — оказаться на том берегу и попросил придумать варианты. Вариантом самым простым было пройти 3 км до моста и перейти реку по нему. Вторым вариантом было переправить человека с веревкой, и третьим вариантом было попробовать как-то закинуть и закрепить веревку на той стороне. Мы выбрали третий. Пока мы ухищрялись, на том берегу уже появились те, кто выбрал мост. Они помогли закрепить веревку на той стороне и сделать навесную переправу. Мы переправили вещи и переправились сами. Потом снова наступила темнота, в которой мы заблукали в густых зарослях под проливным дождем. Было здорово!

Пробовали перейти так — не получилось

Наша переправа

Переправляем рюкзаки

Переправляем Настю

Вышли в лагерь уже ночью. Снова нужно было быстро поставить лагерь, приготовить кушать и т.п. Снова дежурство, я дежурю первым. Долго не мог развести нормальный костер, чтобы просушиться. Всё время шел дождь, и в эту ночь было холодно. Смутно помню, как срочно потребовали в течение 2-х минут, чтобы пришли руководители, но мы не успели. Получили 10 штрафа. Потом было задание собраться всей команде. Еще от каждой команды требовали предъявить 3 художественные фотографии, у меня, естественно, таковые были, но у судей не было возможности забрать фотографию с компакт-флеш карты, поэтому еще 10 баллов штрафа. Это, я считаю, было не справедливо. Снова переразбивка команд, теперь по принципу «как были в самом начале». Но мы и так уже были в таком составе.

Хочу отметить, что ближе к четвертому дню от усталости и жестких условий я стал нервничать. Замечал это и старался держать себя в руках, поэтому внешне моё раздражение никак не проявлялось. Еще расслабляло то, что мы снова были прежней командой, т.е. малознакомым людям особо не нагрубишь, а тут «все свои, поймут если что». Но большинство эмоций я держал под контролем. Примечательно то, что ни у кого в этом походе не было срывов типа «всё, я больше не могу, я хочу домой, я никуда не пойду» и т.п. Всем было тяжело, но все держались.

Всё, уже был 4-й день, и оставалось просто дойти до нашего пансионата (где мы должны были разместить на время конференции). Около 10 км пути по дороге. У меня снова распухли от воды ноги (ботинки я промочил в первый час как только их одел), и снова шел как по битому стеклу.

Ура! Мы наконец дошли до пансионата! Мы, грязные, воняющие костром, чумазые контрастно смотрелись на диванах в уютном и чистом холе гостиницы. Получили ключи от комнат и разбрелись приводить себя в порядок. В моём водонепроницаемом рюкзаке на дне скопилось литра полтора воды, натекшей туда с мокрых вещей и просто нападавшей сверху. Всё воняло костром, всё было мокрое. Ботинки и кроссовки были признаны биологически опасными и выставлены за дверь. Искупавшись и попив чаю – мы стали чувствовать себя гораздо лучше.

Снова нога

Мокрым было абсолютно всё

А еще я забыл тапочки, поэтому пришлось их делать из подручных средств

В этот же день шла работа конференции. Ваня показательно засыпал сидя :) Мне выпала честь представлять ситуацию с туризмом в ростовской области. На следующий день вечером мы уехали в Ростов, хотя было бы интересно еще поприсутствовать на конференции.

Это было интересно мероприятие, я получил много опыта и в будущем хочу обязательно еще раз поучаствовать в подобном.

Какие выводы сделал:

• Автономная раскладка — это хорошо;
  • Перестраховаться от всего всё равно не получится;
  • Гермомешки — сила!
  • Иногда нужно осознанно жертвовать некоторыми этапами для сохранения сил/времени/ресурсов.
  • Всегда держать включённым мозг!
  • Почаще проверять, включены ли мозги товарищей, когда они принимают решения.

P.S.
На конференции было всего порядка 30-40 человек, представляющих 10-15 городов/областей. ИМХО это очень мало для ВСЕРОССИЙСКОЙ конференции.

UPD:
Все фото из этого мероприятия: http://fotki.yandex.ru/users/benzoat/album/100031

UPD2:
Таблица результатов

• Алтай

Долго не мог взяться за отчет, потому что это путешествие по Алтаю оставило довольно необычное впечатление. Оно как бы целостное и…

• Египет. Борьба с матрасничеством.

Мои родственники полюбили отдых в Египте и уже давно меня туда зовут. Но я совершенно не любитель пляжного отдыха, и для меня невыносима мысль о…

• Гора София и окрестности

На июньские праздники ездили на собственные альп-сборы под гору София. Застали 4 дня солнечной погоды, обгорели не смотря на кремы. Зато видимость…